Траловый глаз, датчики углов, скорости/симметрии трала и улова обеспечивают полный контроль.

Шкипер Ян Мартин Гиске поясняет:

- «Мурман 2» это комбинированный кошельковый сейнер/пелагический траулер, в последнее время ведущий лов путассу, сельди и мойвы повсюду от банки Рокол до Баренцева моря. Основная проблема в том, что рыба встречается на разной глубине и ведёт себя по-разному в зависимости от сезона. Совместно с компанией Egersund Trawl мы пытались создать трал, хорошо работающий во всех этих различных условиях. В этот момент на горизонте появились новые датчики Сканмар. Мы договорились о проведении испытаний этих датчиков.

photo-7ОПЫТ ИСПЫТАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ СКАНМАР НА БОРТУ ТРАУЛЕРА «МУРМАН 2». Ян Мартин Гиске:

ДАТЧИКИ РАССТОЯНИЯ/ГЛУБИНЫ.

- "Информация этих датчиков очень полезна при подборе величины грузов-углубителей, длины кабелей и лапок, а также длины ваеров, необходимой для оптимальной работы трала на поверхности или на малой глубине. В конце концов, путём подбора веса грузов мы нашли компромиссный вариант, хорошо работающий как на больших, так и малых глубинах: больший вес днём и меньший ночью, когда рыба держится ближе к поверхности.

Мы также обнаружили, что разная глубина хода досок ведёт к снижению улова. Корректировка направления буксировки вскоре дала положительный эффект. В одном из рейсов у нас были проблемы с кабелем тралового зонда, но мы смогли завершить лов, используя датчики глубины на досках и датчики улова для определения положения трала относительно скоплений рыбы."

ДАТЧИК СКОРОСТИ ТРАЛА.

- "Это очень впечатляющая разработка. Мы много лет работали над увеличением потока воды в туннеле трала. Установив в туннеле на границе мешка и средней секции этот датчик, мы смогли документировать всё, что там происходит в любое время. Цель была в том, чтобы сместить «эффект корзины» как можно дальше назад. Этот датчик позволил нам оптимизировать скорость буксировки в соответствии с условиями траления.

- Внесены изменения в мотню трала.

- Внесены изменения в мешок и среднюю секцию трала для улучшения потока воды.

На Egersund изменили мотню трала так, чтобы она оставалась широко раскрытой, особенно в задней части. Была добавлена более длинная средняя секция. Для улучшения потока воды размер мешка был увеличен с 500 до 900 тонн. У нас бывали уловы в 650 тонн, при которых поток воды практически спадал до нуля. Мы также могли сразу видеть, насколько снижался поток при растяжении мешка.

В результате всего этого «Мурман 2» теперь буксирует один из самых маленьких тралов, но с одним из самых больших мешков. Это позволяет существенно сократить расходы на топливо, не снижая уловы. Мы использовали наш «маленький» трал на глубоководье, 1656 метров, в течение всей зимней путины. Единственная проблема с новым датчиком это то, что его необходимо плотно и ровно крепить на сети.

ТРАЛОВЫЙ ГЛАЗ

Мы поместили Траловый глаз в туннеле вместе с датчиком скорости трала для выяснения соотношения между скоростью воды, воздействием различных течений (боковых, встречных и попутных) и объёмом рыбы, фактически входящей в мешок. Мы обнаружили настолько большие различия в объёме поступающей рыбы в зависимости от направления буксировки и потока воды, что я по возможности возвращался на удачные маршруты, чтобы ещё пару часов «правильно» потралить до наступления темноты. Я полагаю, что мы таким образом увеличивали улов за траление на 100-200 тонн.

Часто оказывалось, что имея при буксировке хороший приток рыбы в устье, мы неправильно выбирали направление буксировки, раскрытие и скорость, так что Траловый глаз практически не показывал поступления рыбы в туннель. Небольшая корректировка бывала достаточной для увеличения этого поступления. Траловый глаз показывает нам, правильно ли мы всё делаем и можно ли исправить ситуацию. Можно также сразу же обнаруживать запутывание сети.

Датчики Сканмар помогли нам проверять вносимые в настройку трала изменения. Мы использовали большие траловые доски с уменьшенным углом атаки, чтобы стабилизировать расстояние между досками. Мы произвольно меняли вес грузов, длину кабелей и лапок. Всё делалось для получения оптимального раскрытия трала и максимальной стабильности в его туннеле. Установив в туннеле Траловый глаз и датчик скорости трала, можно получить подтверждение правильности (или неправильности) своих настроек, чтобы иметь возможность своевременно внести поправки.

Работа с пелагическим тралом довольно сложная задача. Можно вносить небольшие изменения в настройку, то здесь, то там. В совокупности все они могут дать ощутимое улучшение. Но идеала достичь никогда не возможно. Теперь, используя новые датчики Сканмар, мы в состоянии достичь более гармоничной работы нашего трала. Я думаю, что времена стремления к самым мощным судам и самым большим снастям для достижения наилучшего результата прошли. Сегодня для получения максимального улова важно, чтобы всё, что попадает в устье, дошло до кутка.

У нас появилось средство для оперативного контроля правильности выбора направления и скорости буксировки в зависимости от течений и поведения рыбы. В дальнейшем центр внимания будет перенесён на снижение количества топлива, затрачиваемого на каждую тонну улова. Для нас этот вопрос оказался важным: уменьшив размер трала мы снизили дневной расход с 18 -20 тысяч литров до 14 -16 тысяч.

Некоторые из сделанных нами изменений были уже изучены до появления на борту СканБаса, но это система позволила нам получить подтверждение правильности выбранного нами пути. Чувствую, что открыл для себя много нового с помощью этого оборудования. Удалось сэкономить уйму топлива. Теперь у меня есть знание ситуации, а не только предположения. Всё это объясняет мою искреннюю признательность к новой системе."

НАШИ КОНТАКТЫ: