Заглавная
О компании
Новости
Оборудование
Наши партнеры
Онлайн-газета


Сканмар-инфо 2010


Сканмар-инфо 2007
Сканмар-инфо 2004
Сканмар-инфо 2003


Контакты


Fishery Banners
Начало :: Наши партнеры :: :: Публикации :: Выбранная статья
1.4 Датчик углов досок – самый важный?
На этот вопрос, конечно же, нельзя ответить сразу, но вот многие рыбаки так утверждают. Сегодня не редкость, когда технические новинки начинают использоваться с большим энтузиазмом, поэтому рассмотрим те факторы, которые позволяют называть датчик углов досок самым важным датчиком:
Сначала остановимся коротко на датчиках расстояния. Когда более 25 лет назад Сканмар их разработал, для рыбаков это был самый важный параметр, который можно было узнать о досках. Изученные нами отчёты показали, что в некоторых районах расхождения в улове при тралениях в одинаковых условиях могли достигать 30%. В то же время изменение расстояния между досками сразу же выявляет возникшие нарушения в работе трала. Но больше всего пользы датчики приносили при настройке новых снастей, при настройке снастей после ремонта, во время постановки трала и т.п. Другими словами находилось большое число применений, важность которых осознавалась не сразу, а после накопления некоторого опыта.
Углы досок (донные доски)
Речь идёт о трёх углах:
1. Угол атаки: Угол между осью башмака доски и направлением буксировки
2. Угол крена: Угол наклона доски внутрь (+) или наружу (-)
3. Угол дифферента: Угол отклонения башмака вверх(+) или вниз (-)

Сканмар использует в качестве опорного направления для измерения угла крена (вертикальности) доски её хорду (линию, соединяющую верх и них доски). Это важно для правильного и единообразного задания углов на всех досках и, не в последнюю очередь, для понимания действующих на доску факторов.
Рыбаков всегда больше интересовал угол атаки, и в прежнее время, за отсутствием лучшего варианта, это, возможно, было оправдано. Сегодня ситуация изменилась.
Угол атаки
На рынке имеются различные доски, и рыбаки делают свой выбор на основе своего опыта, знания конструкции досок и т.п. Мы не обсуждаем этот вопрос, но остановимся всё же на факторах, делающих любую доску максимально эффективной.
Угол атаки, обеспечивающий максимальное распорное усилие, сильно отличается у различных досок; он может иметь разброс от менее 30? до более, чем 40?. Самое интересное то, что большинство досок имеют область в 6-8? вблизи максимума, где распорное усилие не снижается. В итоге можно сказать, что можно вести лов на разных глубинах (меняя длину ваеров) без существенного влияния на распор. Следовательно, если доска правильно оснащена для данного вида лова, об угле атаки можно не заботиться.
Угол крена
Напротив, угол крена - фактор, требующий самого тщательного рассмотрения. Все понимают, что траловые доски решающим образом влияют на эффективность лова, но что же делает эффективной работу самих досок?
Проводятся исследования эффективности траловых досок, при которых в гидродинамическом канале измеряются распорное усилие и сопротивление буксировке. Показания снимаются, когда доски стоят вертикально при различных углах атаки. Хотя эта информация может быть интересна, но она отвлекает от не менее важного фактора:
Важно и то, насколько уменьшается распорное усилие, когда доска стоит не вертикально; насколько требуется увеличить скорость буксировки, чтобы восстановить распорное усилие и насколько увеличится расход топлива в результате этого увеличения скорости буксировки?
Мы остановимся поподробнее на этих вопросах:
Мы не будем рассматривать составляющую распорной силы, определяемую трением досок о грунт (которое достаточно мало для современных досок). Эта составляющая немного возрастает при наружном крене досок и уменьшается при внутреннем крене.
Наблюдается следующая зависимость распора от крена:
Небольшой крен приводит к незначительным изменениям ; крен до 15? снижает распор не более, чем на 3-4%. Больший крен, до 30?, снижает распорное усилие на 13-14%, а крен в 45? - на 30%. Из этих данных видно, что небольшое отклонение от вертикали не так страшно, но отклонение более 15? серьёзно повлияет на распорное усилие и расход топлива.
Были получены также графики эффективности (зависимости распорного усилия от сопротивления буксировке) для траловых досок, но так как они не очень важны по сравнению с углами крена и сопротивлением буксировке от трала, мы можем их не рассматривать.
Можно провести следующий очень упрощённый анализ «стоимости» увеличения скорости буксировки для получения одного и того же распорного усилия на траловых досках:
Коэффициенты для распорного усилия и сопротивления траловых досок измеряются в гидродинамическом канале при вертикальном положении досок, и, так как они близки друг к другу по значению, а сопротивление буксировке определяется преимущественно (80%) тралом и оснасткой, расчёт можно упростить следующим образом:
Сопротивление буксировке возрастает пропорционально пятикратному произведению распорного усилия на увеличение скорости буксировки. Так, удвоение скорости буксировки с 1 до 2 узлов увеличивает сопротивление буксировке в 4 раза. Для траловых досок площадью 4 кв. метра это означает увеличение скорости буксировке с 400 кг до 1600 кг.
Предположим при тех же условиях, что доски накренились приблизительно на 30 градусов внутрь. Площадь досок, дающая распорное усилие (вместе с сопротивлением буксировке), уменьшится примерно на 0,6 кв. метра. Это означает, что для восстановления прежнего распорного усилия потребуется существенно увеличить скорость буксировки, а это приведёт к значительному росту сопротивления буксировке и расхода топлива.
При обычных скоростях буксировки в 3,5 - 4 узла, потери будут значительными.
Особое внимание на крен в диапазоне от 15 до 30 градусов. Здесь потеря распорной силы составляет от 5 до 15%, и можно сделать грубую оценку необходимого увеличения скорости буксировки и расхода топлива. Замечание: Не забудьте использовать в расчётах правильные значения площади доски и скорости буксировки.
Для многих также важно учитывать глубину траления и длину ваеров при оснащении досок.
И ещё: многие имеют траловые доски, не вполне подходящие к размеру судна. В этих случаях настройка углов, в т.ч. углов атаки, имеет особое значение.
Замечание: Следует знать, что при увеличении скорости буксировки доски могут выпрямиться, и высокий трал потеряет вертикальное раскрытие, так что сопротивление буксировке возрастёт меньше, чем это следует из расчёта.
Хотя отмеченное выше является одним из главных аспектов применения датчиков углов досок, имеется ещё ряд преимуществ:
В фазе постановки трала углы досок сразу же выявляют нарушения в их работе. Можно прервать спуск трала и подождать, пока углы не станут свидетельствовать о нормализации положения досок.
Они очень полезны в фазе посадки трала на грунт: можно сразу фиксировать момент касания досками грунта и начинать буксировку, не дожидаясь их стабилизации.
Потеря доской контакта с дном или тенденция к этому обнаруживаются немедленно, так что можно своевременно принять необходимые меры
По изменениям углов досок немедленно обнаруживаются нарушения и повреждения во время траления.
Углы досок могут быть отрегулированы так, чтобы ускорить их реакцию при пелагическом тралении вблизи дна или поверхности.
Упрощается процесс коррекции скорости буксировки, курса или длины ваеров, когда доски находятся на разных глубинах.

Также получены отчёты по некоторым другим преимуществам, особенно при полупелагическом лове в условиях большого числа меняющихся течений, но мы остановимся на этом позже.

1.4 Датчик углов досок – самый важный?
Следующая стр.

 
 
 
Все права защищены ©2002 Scantech
Товары и услуги сертифицированы
Scantech является зарегистрированной торговой маркой
Все остальные знаки являются собственностью их владельцев