Заглавная
О компании
Новости
Оборудование
Наши партнеры
Онлайн-газета


Сканмар-инфо 2010


Сканмар-инфо 2007
Сканмар-инфо 2004
Сканмар-инфо 2003


Контакты


Fishery Banners
Начало :: Наши партнеры :: :: Публикации :: Выбранная статья
Перспективы - Инновации, основанные на опыте и проверенной технологии
Когда мы используем понятие "опыт", то обычно подразумеваем того, кто более профессионален, кто имеет преимущества благодаря навыкам, которыми другие владеют в ограниченной степени или совсем не владеют.
Почему опыт часто играет решающую роль?
Какое значение имеет всё это для такой электронной компании как Сканмар?
Опыт накапливается постепенно. На этом пути сталкиваешься со многими техническими проблемами, принимаешь много решений, учишься на ошибках. Трудности преодолеваются, а выпускаемая техника всё более совершенствуется, и приобретаемый опыт позволяет быть впереди конкурентов.
Опыт это 350 миллионов крон, вложенных в разработки в течение 30 лет, а также многолетняя практика использования этих разработок на 4500 судах. Без исключений. 35000 задействованных датчиков тоже могли бы многое рассказать, и не только обо всех испытанных ими ударах, но и о способах их применения, первоначально не предусмотренных, а вызванных производственной необходимостью!
Но опыт может означать нечто более важное – способность думать по-новому. Использовать и накапливать знания и опыт для получения новых оригинальных технических решений.
Часто, особенно в областях, где важную роль играет технология, опыт особенно полезен. Почти невозможно представить сложную техническую разработку без лежащей в её основе совершенной и проверенной технологии.
Нельзя забывать о важности опыта при разработке изделий нового поколения. Опыт и проверенная технология создают базу для дальнейшего развития. Накопленные знания исключают большинство неопределённых моментов в новой разработке: история предыдущих разработок говорит сама за себя.
Можно позволить себе сосредоточить все усилия на технических новинках, т.к. вопросы надёжности, прочности и т.п. уже решены, и решения проверены в течение ряда лет. Это обеспечивает стабильность.
И для пользователей тоже.
Сканмар существует уже 30 лет, и можно сказать, что в трудностях у нас недостатка не было. Молодым рыбакам сейчас сложно понять, как можно было вести промысел без систем контроля лова, т.е. без датчиков, обеспечивающих информацию о расхождении досок, заходе рыбы, наполнении мешка и т.д.
Начинать было далеко не просто. Если уж основные производители промысловой аппаратуры не смогли разработать надёжную бескабельную систему передачи данных для использования при траловом лове, то каково было нам, новичкам?
Так как поначалу большинство рыбаков не видели преимуществ в использовании датчиков на тралах и траловых досках (за исключением кабельного тралового зонда при пелагическом лове), то шансы убедить их в обратном были невелики. Особенно нам, новым и неизвестным никому поставщикам.
Но у нас, начинавших Сканмар с нуля, имелся большой опыт работы с рыбаками и хорошие знания по гидроакустике. На практике это означало, что, будучи на борту судов, мы видели все промысловые проблемы и надеялись, что сможем их решить с помощью разработки прочных датчиков и надёжной технологии бескабельной передачи.
Всё остальное – уже история, и мы не будем её здесь пересказывать. Лучше уделим внимание тому опыту, который рыбаки накопили за эти 30 лет, и тому, как этот опыт воплотился в новом поколении мостиковых систем и датчиков, как он стал базой для новых технических решений. И рыбаки надеются, что новые изделия позволят решать их проблемы более эффективно и просто, чем раньше.
Новые задачи
Так как требования на промысле всё возрастают, всё сложнее становится создавать датчики, которые были бы более эффективны, надёжны, удобны в эксплуатации и могли бы удовлетворять всем новым запросам рыбаков.
Это приводит к необходимости разработки новых технологий в ряде областей, особенно технологии батарей и их зарядки, технологии улучшенной передачи сигналов. Необходимы более прочные датчики, а также новые формы представления информации, обеспечивающие лёгкость обзора всей ситуации, так чтобы рыбак мог быстро принимать правильные решения при одном взгляде на экран.
Сегодня, когда мы можем полностью контролировать все факторы, влияющие на работу трала и на эффективность лова, актуальной становится задача дистанционного управления траловыми досками. Технология уже готова, остаётся только испытать её на подходящих досках – задача для производителей досок и рыбаков.
1. Потребность в технически более совершенных датчиках, которые к тому же легче использовать
Многофункциональные и универсальные датчики
Так как требуется всё больше информации и, следовательно, всё больше функций измерения, то возникла необходимость в датчиках, которые измеряют несколько различных параметров и которые можно устанавливаться в различных позициях на орудии лова. Это экономит пользователю деньги при покупке новых датчиков, не говоря уже о значительной экономии времени и упрощении работы с датчиками на борту судна.
Дальность действия
Единственное, что нам было известно при создании Сканмара, это то, что никто до этого не преуспел в гидроакустической передаче сигналов с трала на судно. Так как потребность в надёжной передаче особенно велика в сложной промысловой обстановке, мы решили разрабатывать систему, отвечающую самым жёстким требованиям, а не останавливаться на более простом варианте, пригодном только для ограниченного использования.
В результате было выбрано сочетание повышенной мощности передачи на датчиках, высокой чувствительности на приёмнике и совершенной технологии подавления шумов. То, что решение оказалось удачным с точки зрения хорошего приёма сигнала на больших расстояниях в сложных условиях, видно из сравнения с системами других производителей.
С тех пор датчики и приёмники непрерывно совершенствовались, в том числе благодаря сбору записей шумов от более чем 1000 судов, занимающихся различными видами лова в меняющихся условиях. Эти записи легли в основу нашей технологии надёжной передачи сигнала.
Продолжительная работа – быстрая подзарядка
Продолжительная работа от батарей и быстрая их подзарядка нужна всем. Основание Сканмара совпало с революцией в технологии батарейного питания, связанной с массовым распространением мобильных телефонов. Без этих маленьких, но ёмких батарей было бы невозможно создать датчики для практического использования.
Наш опыт показывает, что во многих, а фактически в большинстве случаев, и особенно в новых системах Сканмар, можно снизить мощность передачи на датчиках, достигнув тем самым значительного увеличения продолжительности работы между подзарядками батарей.
Производители батарей завершили разработку новых продуктов: сегодня ёмкость батарей увеличилась в 10 раз, соответственно увеличилась и продолжительность работы датчиков.
У новых типов батарей повышенной ёмкости проблема в том, что при обычном способе заряжания этот процесс для датчиков занимает очень много времени, до 10-15 часов, что неприемлемо для рыбаков, которым датчики требуются при каждом тралении. Поэтому Сканмар разработал высокотехнологичную батарею СканПауэр, у которой время зарядки снижено на 80%. К тому же датчики за несколько минут можно подзарядить для работы в течение одного траления.
Надёжность
Датчики подвергаются воздействиям, которые трудно себе даже представить. Взять хотя бы давление на глубине 2500 метров (датчики Сканмар использовались на глубине 3500 метров), или то, чему подвергается электроника датчиков досок, когда доски, на которых они закреплены, скачут по неровному дну или бьются о борт судна, при каждом тралении, из года в год. Невероятно.
Защита электроники датчиков, следовательно, является сложной задачей. Установка в прочный стальной корпус, самое простое решение, не обеспечивала виброзащиту, независимо от дополнительного слоя резины или пластика. Компоненты через некоторое время расшатывались, и датчик приходилось постоянно ремонтировать.
Единственным выходом оказалась заливка в пластик, предотвращавшая расшатывание компонентов и замыкания. Это решение, тем не менее, требует больших затрат на исследования и разработку подходящего пластика, специальной конструкции, а также технологии заливки.
Так как условия на промысле становятся всё более тяжёлыми, а к датчикам предъявляются более жёсткие требования по надёжности, то произведена дальнейшая модернизация конструкции датчика и технологии заливки. В последней версии датчиков SS4 конструкция, заливочный материал и технология производства повысили ударопрочность сверх всех ожиданий. В связи с подготовкой к выставке Нор-Фишинг 2010, мы проверяли прочность датчика, многократно ударяя по нему кувалдой. Единственными следами были небольшие царапины.

2. Новые открытия, оказавшие большое влияние на эффективность лова
Геометрия трала
«Геометрия трала» это термин, который Сканмар ввёл в употребление много лет назад. Прежде всего, он касается раскрытия устья трала (вертикального и горизонтального), а также позиции трала в океане, наряду со скоростью его в воде (скорость трала не эквивалентна скорости буксировки по GPS) и направлением входа в устье потока воды (симметрией).
Чрезмерная скорость трала ведёт к избыточному расходу топлива, а также к возникновению в трале «эффекта ведра», приводящего к потерям улова. Слишком маленькая скорость трала приводит уходу рыбы мимо устья.
Симметрия означает, что трал симметричен относительно потока воды, входящего в устье, а это очень важно для эффективности лова. Перекос сети позволяет рыбе уходить через растянутую ячею боковых панелей. {
Наши собственные наблюдения, а также информация от рыбаков и исследователей позволили расширить понятие геометрии трала.
Траловые доски
Большинство рыбаков знает, что расстояние между траловыми досками важно для обеспечения геометрии устья трала. По крайней мере, это знают тысячи тех рыбаков, которые приобрели за эти годы наши датчики расстояния. Но многие не принимают во внимание то, что отклонение этого расстояния на несколько метров не только ведёт к изменению высоты и ширины устья трала, но и к нарушению работы грунтропа, так что много рыбы уходит под трал. Эта проблема особенно проявляет себя при плохой погоде, при лове на склонах и на неровном дне.
Углы траловых досок, особенно крен, решающим образом влияют на эффективность траления, хотя многие рыбаки уделяют этому фактору мало внимания. Оказалось, что крен и дифферент доски в огромной степени определяют распорное усилие, устойчивость досок при пелагическом тралении и стабильность их контакта с грунтом при донном тралении. Рыбаки, использующие датчики углов досок, считают их незаменимыми. А многие, вообще, называют их самыми важными датчиками из разработанных Сканмаром.
На стабильность досок влияет, и часто очень сильно, ряд факторов, таких как состояние дна, подводные течения, ветер и волнение. Многие рыбаки убеждены, что эта нестабильность сказывается весьма отрицательно на эффективности лова, не только сама по себе, но и потому что негативно влияет на кабели и трал.
Для правильно оснащённого трала, с соблюдением баланса между его размером и площадью траловых досок, по мере наполнения мешка и увеличения его сопротивления буксировке расстояние между досками уменьшается, снижая тем самым уловистость трала. Можно, конечно, попробовать вытравить ваера и увеличить скорость буксировки, но это почти ничего не даст, а лишь увеличит нестабильность досок. Лучшим решением будет оснащать траловые доски так, чтобы они имели правильное расхождение и наклон в средней фазе траления, даже если это означает небольшой избыток распорного усилия в начале буксировки и некоторый его недостаток в конце буксировки.
Кабели
Многие, вероятно, не задумываются о значении для эффективности лова углов отхождения кабелей. Обычно предполагается, что 50% рыбы в области между тралом и траловыми доскaми направляется в трал. Эта величина сильно меняется в зависимости от объекта лова, а также освещенности, но ясно, что малый угол отхождения кабелей означает меньший облавливаемый объём. Но слишком большой угол отхождения приводит к тому, что часть направляющейся в трал рыбы уходит между кабелями. Наблюдения показали, что длина кабелей и угол их отхождения сильно влияют на эффективность лова некоторых видов.
Верхняя подбора
Мы наблюдали, и чаще, чем этого можно было бы ожидать, как болтается верхняя подбора. Причиной этого, конечно, может быть нестабильность досок, неровное дно или неправильное оснащение верхней подборы, а также, возможно, и то, что конструкция трала не на 100% удачна, или он немного деформирован вследствие повреждения. Независимо от причины, это влияет на заход рыбы в устье. Используя на верхней подборе или верхней пластине датчик углов, к тому же с измерителем глубины, мы не только наблюдали это, но и увидели, в большинстве случаев трал перекошен, так что одна из его сторон (чаще правая) идёт ниже другой.
Нелегко сказать, что всё это означает на практике, кроме отпугивания рыбы. Но эти перемещения часто распространяются дальше по сети, вызывая её перекручивание, искажая поток воды и вызывая уход рыбы через растянутую ячею.
Грунтроп
Многие слабо представляют, насколько эффективно работает грунтроп. Если при наличии меняющихся течений нет полного контроля над досками и, возможно, также контроля над потоком воды в трал с помощью датчика скорости трала / симметрии на верхней подборе, то грунтроп неминуемо потеряет контакт с грунтом, и рыба будет уходить под трал. Нельзя избежать и ситуации, когда грунтроп слишком сильно прижат к грунту, излишне увеличивая сопротивление буксировке и вызывая перерасход топлива.
Траловая сеть
Развёрнутые испытания датчиков углов, смонтированных на трале, особенно в месте присоединения кутца, выявили следующее: a) Трал имеет тенденцию к перекручиванию (особенно до наполнения мешка). б) Поток воды в трале замедляется, вызывая «эффект ведра», который усиливается при наполнении мешка (пелагическое траление). «Эффект ведра» резко усиливается при скоплении рыбы в туннеле, при прохождении вглубь трала больших косяков или при заполнении кутца. Это также подтверждается наблюдениями исследователей.
Оба данных явления ведут к уходу рыбы через растянутую ячею. Это ясно видно по тому, как одна их сторон трала объячеена в районе, где ячея чуть меньше поперечного размера рыбы. И можно только догадываться, что происходит ближе к устью, где ячея крупнее.
При пелагическом тралении мы с помощью Тралового глаза наблюдали, для сравнения, количество рыбы на входе в трал и в туннеле. Оказалось, что до 90% рыбы, проходящей через устье, не доходит до кутца, а теряется через панели. Это подтверждается исследователями, а также наблюдениями многих рыбаков.
Данная проблема очень серьёзна. И не только потому, что могло бы экономиться много времени и топлива, если бы теряемая рыба попадала в мешок. Но ещё и потому, что большая часть уходящей рыбы гибнет из-за перенесённого стресса и повреждений.
Кутец
Когда речь идёт о траловых мешках пелагических, донных и креветочных тралов, то и здесь можно улучшить технику лова. Так же, как и траловая сеть, мешок имеет тенденцию к перекручиванию, при его наполнении возникает «эффект ведра». И то, и другое ведёт к потерям улова. Во многих случаях серьёзной проблемой является переполнение мешка и его разрывы.
Значение измерения температуры воды для точности измерений
То, что скорость звука в воде изменяется с температурой, знают многие, но могут не придавать этому значения. В научных экспедициях ежедневно производятся измерения температуры на различных глубинах, и эхолоты настраиваются согласно полученному температурному профилю (зависимости температуры от глубины), чтобы обеспечить максимальную точность измерения глубины. На промысловых судах тоже можно задавать в эхолоте предполагаемую среднюю скорость звука в воде, но пользы от этого немного, так как неизвестен температурный профиль в океане.
При тралении на склонах или в районах с большими изменениями глубины точность эхолота очень важна, и не только при измерении глубины, но и для определения местоположения трала и траловых досок. Например, при разнице температуры воды летом и зимой в 10 °C ошибка измерения однокилометровой глубины составляет 25 метров.
При пелагическом лове также важно, чтобы трал находился на том горизонте, где эхолотом или гидролокатором определяется объект лова.
Также важно точно измерять расстояние между досками, особенно когда эти данные используются в других частях системы. Температурная погрешность может достигать 5-7% от измеряемого расстояния.
Температурная коррекция изображений эхолотов и измерений расстояния будет находить всё большее применение по мере того, как многие рыбаки осознают её значение.
3. Дальнейшее развитие
Мы могли бы многое рассказать о перспективах развития, но перечислим лишь главные направления разработок:
Сопровождение – Отслеживание перемещений рыбы от места вылова до магазина.
Управляемые траловые доски.
Позиционирование трала – По дальности и азимуту.
Селективный лов.
Автоматическое управление и взаимная увязка скорости и курса судна со скоростью трала в воде, длиной ваеров и углами досок.

Хотя много задач ждут решения, но опыт непрерывно накапливается, и развивается технологическая база. Поэтому некоторые из задач будут решены гораздо раньше, чем это кажется.

Перспективы-Инновации, основанные на опыте и проверенной технологии
Следующая стр.

 
 
 
Все права защищены ©2002 Scantech
Товары и услуги сертифицированы
Scantech является зарегистрированной торговой маркой
Все остальные знаки являются собственностью их владельцев